Советы руководителя физического воспитания

Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки

01.04.2024
развернуть

Упражнения и игры для профилактики и

коррекции нарушения осанки

Мы играем, осанку сохраняем.
Особое место среди технологий здоровьесбережения занимает сохранение
правильной  осанки детей. Ведь умение держать спинку ровно помогает
дошкольнику не только эстетично выглядеть, но и оказывает благотворное
влияние на состояние здоровья.
  Необходимым условием эффективности проведения в детском саду этих
упражнений  является тёплая, дружественная атмосфера, создаваемая
педагогами. Нельзя резко говорить: «Не сутулься!», «Не горбься!». Ведь дети
с большим удовольствием будут выпрямлять спинки, услышав: «Какие
высокие и красивые дети!», «Как вы гордо держите голову!», «У вас
отличная, просто генеральская выправка!»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-
мышечного аппарата туловища и конечностей.
развитие умения сохранять равновесие, улучшение функции вестибулярного
аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата, укрепление мышц
туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата,
формирование навыка правильной осанки.
Карточка №1
 «Качалочка»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-
мышечного аппарата туловища и конечностей.
На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте
мы тоже попробуем так покачаться!
И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и
обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза.
Повторить 3 раза.
Карточка №
Карточка №2
«Морская звезда»
Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны. 
Вы морская звезда! Покачайтесь на волнах.
Карточка №3
«Стойкий оловянный солдатик»
Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной
осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий
ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику.
Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?
И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад,

как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3
раза. Сесть на пятки, отдохнуть.
Карточка №4
 «Самолет»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.
И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в
стороны «полетели самолеты». Удерживать позу 510 с, затем отдохнуть.
Повторить 3 раза. 
Карточка №5
«Цапля»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-
двигательного аппарата.
И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны,
и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 34 раза.
Когда цапля ночью спит, 
На одной ноге стоит. 
Не хотите ли узнать: 
Трудно ль цапле так стоять?
А для этого нам дружно 
Сделать позу эту нужно.
(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)
Очень трудно так стоять, 
Ножку на пол не спускать, 
И не падать, не качаться, 
За соседа не держаться
Карточка №6
«Потягивание»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного
аппарата ног и рук.
И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу вперед, а левую руку вытянуть
назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем
двумя ногами и руками вместе.
Карточка №7
 «Карусель»
Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-
двигательного аппаратов.
И.п.: сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол,
поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.
Карточка №8
 «Ах, ладошки, вы, ладошки!»
Цели: формирование правильной осанки, координация движений верхних
конечностей.
И.п.: встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем,
вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так,
чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно

приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и
произносить: 
«Ах, ладошки, вы, ладошки! Это нужно для осанки, это точно!
За спиною спрячем вас! Без прикрас!» Медленно опустить руки вниз,
стряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.
Карточка №9
 «Танец медвежат»
Цели: укрепление мышц нижних конечностей и мышечного корсета
позвоночника.
Представьте себе, что вы маленькие медвежата, и решили потанцевать. 
И.п. о.с: положить руки на пояс, выполнять полуприседания. Темп средний.
Карточка №10
«Паровозик»
Цели: формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного
аппарата туловища и нижних конечностей.
И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к
туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки
выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес.
Остановиться через 23 мин, пауза, затем продолжить движение. (2-й вариант:
движение назад.)
Карточка №11
«Маленький мостик»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного
аппарата ног и рук.
Шли ежата по лесу. Перед ними ручей. 
Как им перебраться через него? Давайте поможем им: построим мостики
через ручей.
И.п.: лечь на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнять
туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживать спину. Держите,
держите спину, пока ежата не перебегут на другой берег. Вот ежата и
перебрались, а мы отдохнем. Повторить 3 раза.
Карточка №12
 «Плавание на байдарках»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного
аппарата ног и рук.
И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вытянуть вперед. Лечь
на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь.
Поплыли! Повторить 5 раз. 
Карточка №13
 «Все спортом занимаются»
Цели: формирование координации движений, укрепление мышечного
корсета позвоночника.
Скачет лягушонок: Руки согнуть в локтях, на-
клоны в стороны,
Ква-ква-ква! Сжимать и разжимать пальцы в кулаках.

Плавает утенок: Имитировать плавание.
Кря-кря-кря! Сжимать и разжимать прямые пальцы рук.
Все вокруг стараются, Одна рука вверх, другая вниз.
Спортом занимаются. Менять положение рук.
Маленький бельчонок: Прыжки вверх.
Скок-скок-скок! Прыжки на месте, вперед-назад.
С веточки на веточку: Одна рука вверх, другая вниз.
Прыг-скок, прыг-скок! Менять положение рук.
Все вокруг стараются,
Спортом занимаются.
Карточка №14
 «Еж с ежатами»
Цели: формирование навыка правильной осанки, укрепление мышц
туловища, верхних и нижних конечностей.
Под огромною сосной Бег на носках.
На полянке, на лесной, Произносить звуки (фрр-фррфрр).
Куча листьев, где лежит, Бег в полуприседе на носочках,
Еж с ежатами бежит. руки в упоре на бедрах,
Мы вокруг все оглядим, спина круглая.
На пенечках посидим, Присесть, вытягивая шею вверх.
А потом все дружно сядем Присесть с упором на кисти
И иголки все покажем. рук, голову опустить, спина
Показали, показали круглая «показываем иголки».
И домой все побежали. Бег на носках.
Карточка №15
 «Мышка и мишка»
Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование
правильной осанки, улучшение координации движений.
У мишки дом огромный. Выпрямиться, встать на
носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох.
У мышки очень маленький. Присесть, обхватить рука ми
Мышка ходит колени, опустить голову
В гости к Мишке, выдох с произнесением
Он же к ней не попадет. звука (ш)..
Карточка №16
«Кошечка»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника.
И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка
сердится» спина круглая, голову опустить как можно ниже. «Кошечка
добрая, ласковая» прогнуть спину, голову приподнять.
 Карточка №17
 «Позвони в колокольчик»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации
движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.

Бег по прямой до колокольчика: подбежать к подвешенному колокольчику и,
подпрыгнув, достать рукой до него, чтобы он зазвенел.
«Лев в цирке»
Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета
позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных
группах верхних и нижних конечностей.
В вертикальный обруч ребенок прокатывает мяч и пролезает сам, спину
прогибать, голову приподнять вперед.
Карточка №18
«Деревья и птицы»
Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета
позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных
группах верхних и нижних конечностей.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Руки подняли и помахали Подняться на носочки. Выполнять махи руками
вверх, в стороны.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти Встряхивать кистями рук.
встряхнули Руки согнуты в локтях.
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем Поднять руки в стороны, махать 
Это к нам птицы летят, руками.
Как они сядут покажем: Присесть. Руки назад, кисти
Крылья сложили назад. соединить тыльной стороной
Карточка №19
 «Снежок»
Цели: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней,
формирование навыка правильной осанки.
Я с веревочкой играю, Сидя на скамейке (стуле),
В кучку ножками сгребаю. ногами собрать «снежок» из
Еще раз, еще разок веревочки. Выложить круг.
Получается снежок!
Карточка №20
 «В лес»
Цели: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней,
формирование навыка правильной осанки.
Надо в лес скорей пойти.
И.п. о.с: спина прямая.
Ходьба по площадке спортивным шагом.
Через речку, через мост, Ходьба с высоким поднима-
нием колен.
Через палку у дорожки Прыжки на обеих ногах с
продвижением вперед.
Зашагают наши ножки. Ходьба по площадке
спортивным шагом.

Карточка №21
«Великаны и гномики»
Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование
правильной осанки, улучшение координации движений.
Ходьба по залу. «Великаны» идти на носочках, руки вверх. «Гномики» идти в
полуприседе, руки на пояс. Спина прямая!
Карточка № 22
«Кукла принца Тутти»
Цель: профилактика и коррекция сколиоза.
Ты живая кукла, которую подарили принцу Тутти, но никто не должен об
этом догадаться. Движения синхронные, четкие, мимика лица кукольная (но
что ты чувствуешь при этом?).
И.п. о.с. Поднять левую руку вперед, правую отвести назад, вернуться в и.п.
Повторить 56 раз в медленном темпе, с интервалом в 3040 с.
И.п. о.с: ноги на ширине плеч, левая рука вверху, правая за спиной.
Пружинистые наклоны в правую сторону, вернуться в и.п. Повторить в
медленном темпе 56 раз с интервалом в 3040 с; то же в другую сторону.
И.п.: сидя на стуле, руки опущены на колени. Поднять левую руку вверх,
правую вытянуть назад, вниз, наклониться вправо, вернуться в и.п.
Повторить в медленном темпе 4 5 раз с интервалом в 1 мин; то же в другую
сторону.
И.п.: в упоре на коленях, руки опущены. Правую ногу вытянуть назад,
зафиксировать принятое положение, затем вернуться в и.п. Повторить 56 раз
с интервалом в 12 мин; то же в другую сторону.
И.п.: лежа на животе, руки согнуты под подбородком. Прогибаясь назад,
левую руку вытянуть вперед, правую отвести назад, вернуться в и.п.
Повторить 56 раз с интервалом в 12 минуты; то же в другую сторону.

Упражнения для детей дошкольного возраста при

пупочной грыже:

1. Стоя, ноги вместе, на вдохе поднять руки через стороны вверх и немного
прогнуться назад. На выдохе вернуться в исходное положение.
2. Стоя, ноги вместе, наклоны туловища вправо, влево с расставленными в
стороны руками.
3. Стоя, ноги вместе, наклоны вперед, стараясь достать руками пальчиков ног
или пола.
4. Стоя, ноги на ширине плеч, повороты туловища вправо, влево, руки на
поясе или расставлены в стороны.
5. Стоя, ноги вместе или слегка расставлены, приседать, держа руки перед
собой.
6. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке за головой, опустить голову и
наклонить туловище вперед, вернуться в исходное положение.
7. Лежа на спине, ноги согнуты и расставлены шире плеч. Вдох и на выдохе
наклонить колени на себя, стараясь достать коленями пол.
8. Лежа на спине, ноги согнуты и расставлены шире плеч. Поднять низ
туловища (таз) вверх, затем вернуться в исходное положение.
9. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы и колени вместе, наклонять колени
поочередно в разные стороны.
10. Лежа на спине, ноги вытянуты, захватить руками голову, поднять голову
и верхнюю часть туловища, затем вернуться в исходное положение.
    Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста и
физической подготовки ребенка (в среднем составляет 10-20 раз).
При выполнении упражнений надо помнить, что такая гимнастика для
ребенка должна быть в радость, поэтому проводить ее надо в игровой форме,
помогая и поправляя его при выполнении трудных упражнений.

свернуть
поделиться в:
Меню раздела
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/